?> Волшебник музыкального города Ян Тирсен выступил с концертом в Москве | Новости музыки.

Волшебник музыкального города Ян Тирсен выступил с концертом в Москве

Oпубликoвaнo 02.11.2016 21:35

Twitter

1 нoября в «Крoкус Сити Xoллe» прoшлo aтмoсфeрнoe выступлeниe фрaнцузскoгo мультиинструмeнтaлистa Яна Тирсена (Yann Tiersen). Композитор презентовал свой новый альбом Eusa и порадовал зрителей старыми добрыми произведениями.

На сцене были только музыкант и его инструменты, в зале – ценители творчества композитора и тишина, переплетающаяся с мелодичностью – идеальное сочетание для погружения в мир «волшебника музыкального города».

Путь к успеху у композитора был долгим и очень непростым.  Отучившись в нескольких музыкальных академиях Франции, выпустив два полноценных альбома, Ян Тирсен все еще оставался в тени, время от времени записывая музыку для театральных постановок и короткометражек. В 28 лет музыкант выпускает свой третий альбом «Маяк», который получает массу положительных отзывов музыкальных критиков, но его успех не выходит за рамки родной Франции. И вдруг, в 2001 году Ян становится настоящим открытием в мире музыки! Композитор пишет потрясающий саундтрек к фильму «Амели» и открывает историю своей славы.

Для своего нового концерта музыкант выбрал минималистичный, почти аскетичный стиль построения программы: не было оркестра, приглашенных гостей и аккомпанемента. Полностью затемненный зал позволил выделить главные элементы выступления, которые и являются главными составляющими в любом искусстве – «инструмент» — «творец» — «творение». И, конечно, присутствовал на сцене незаменимый атрибут каждого выступления Яна Тирсена – ленточный магнитофон, на который музыкант записывает каждое свое выступление.

Началась программа со звуков живой бурлящей городской жизни и приятной французской речи из уст женщины – мы погружаемся в атмосферу мира неоклассика, не только музыкального, но и внутреннего, личного.

Каждое произведение Яна Тирсена сопровождает удивительный звуковой ряд – шаги, шорохи, гул, пение птиц, шум моря и дождя. В новом альбоме композитор использует удивительный по красоте и атмосфере звук – это звук чего-то космического, межгалактического, его очень сложно описать словами, но, думаю, каждый слушатель смог прочувствовать его волшебную силу.

Сыграв несколько произведений на фортепиано, Ян Тирсен взял в руки скрипку и исполнил композицию «Movement introduction» — чувственную, бурлящую и страстную. Контрасту имело место быть — так зритель смог опомниться, выйти из зоны комфорта. Эффект спуска с неба на землю получился потрясающим. Но композитор на этом не останавливается и садится за один из своих любимых инструментов – детское пианино. И вот мы опять переносимся в мир детских мечтаний и грез, в счастливую пору открытий, где мы можем быть наивными, смешными и бесстрашными.

В своей новой программе Ян Тирсен использовал всего четыре инструмента: фортепиано, скрипку, детское пианино и мелодическую гармонику. Спросите, к чему слово «всего»? А к тому, что Тирсен владеет игрой на более чем полутора десятках инструментов! Думаю, что многие ценители его творчества ждали в программе виртуозную игру на аккордеоне и гитаре, но в этот раз композитор делает ставку на минимализм.

А что же было ожидаемым и оправдало ожидания? Конечно же тематика моря, задействованная в одной из композиций — не зря журналисты прозвали Тирсена «одиноким моряком». Музыкант настолько сливается с морем, с волнами, воздухом и окружающей природой, что, кажется, и ты невольно оказываешься в этом слиянии. А самое интересное, что все выступление прошло как будто на волнах: минор плавно переходил в мажор, а нежный звук фортепиано сменяла нервная скрипка.

Одним из самых ярких моментов выступления стало исполнение всеми любимой композиции «La valse des monstres» из фильма «Амели». После ряда новых композиций, зрители с особой теплотой встретили «доброго друга». Но многие в зале, услышав знакомые аккорды, будто бы выдохнули с мыслью «ну, наконец-то!», достали телефоны и, как говорится, «зачекинились» на концерте. Чтобы избежать разочарования, нужно всегда четко понимать, что презентация нового альбома – это всего лишь пара всем известных композиций, остальное – свежий материал, который может сильно отличаться от того, что автор писал ранее.

А теперь, непосредственно, пара слов о новом материале. Альбом Eusa (пер. – остров Уэссан в Бретони) – новое откровение музыканта, в котором образ «наивного романтика» перерастает в образ «вечного странника» и «мудреца», у которого за плечами множество историй и приключений, и он готов делиться этим опытом. Основу нового материала составляют задумчивые фортепианные пьесы с характерными для Тирсена минорными гармониями на стыке неоклассики и минимализма – в этом автор остается неизменным. Неизменным остается и «киношная» вселенная композиций, мелодия тесно связана с образом, и в данном случае это образ острова Уэссан – родины Тирсена и образ самого композитора.

Музыкант на протяжении всего выступления приоткрывает перед нами двери вселенской тайны, делится своими переживаниями, мечтами, радостью – всем сокровенным, что творец отражает в своем произведении. Общаясь же с публикой в паузах между композициями, Ян Тирсен предстал в совершенно другом свете – несколько закрытый, отстраненный. За все выступление композитор произнес пару односложных фраз: «добрый вечер», «спасибо». Возможно, Тирсен хотел отразить все свои слова в музыке, выйти на сцену без лишних слов. Но есть и обратная сторона: скажем честно, аншлага на концерт не наблюдалось. Перед своим первым уходом, до выхода на бис, Ян даже сказал: «Спасибо… Вы такие тихие». Но всё же хлопали все, просто в полупустом зале.

В конце выступления Ян Тирсен не ставил жирной точки, не подводил какой-то итог. Две последние композиции – некий крик и всплеск, обрывающиеся в конце. Может быть, это толчок для личных раздумий зрителей, может, запланированный ход, а может быть, наоборот, резкая реакция музыканта. «Одинокий моряк» влюбил в свою музыку, вот в этом точно нет сомнений! Гармония, красота, волшебство – эти чувства переполнили слушателей; «инструмент» — «творец» — «творение» слились воедино.

Автор статьи: Елфимова Анастасия.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.